Личная гигиена и профилактика. Экскурс в историю.

Личная гигиена и профилактика. Экскурс в историю.. Стоматология. Медицинский центр ЛЕА Шанс. Харьков, Украина. Стоматологическая помощь.Во все периоды истории человечества здоровье зубов и десен неоспоримо связывалось с гигиеной полости рта. Именно она с древних времен была первым и ведущим звеном местной профилактики стоматологических заболеваний.
Пожалуй, первыми приспособлениями по уходу за зубами следует считать веточки деревьев, найденные при раскопках захоронений в древней Этрурии и Египте, с помощью которых удалялся зубной налет.


Первая специально изготовленная зубочистка из золота была обнаружена в Шумере и датирована 3000 г. до н. э. Древний Ассирийский медицинский текст содержал описание процедуры очистки зубов указательным пальцем, обернутым тканью. Уже во втором тысячелетии до н. э. использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением натуральных кислот – винного уксуса или винной кислоты.
Относительно регулярная практика гигиены полости рта известна со времен Древней Греции. Ученик Аристотеля Теофраст (умер в 287 г. до н. э.) свидетельствовал о том, что у греков считалось достоинством иметь белые зубы и часто чистить их. В письмах греческого философа Альцифрона, жившего во II веке до н. э., встречается упоминание о распространенном в то время средстве гигиены – зубочистке.
Но все же регулярный уход за полостью рта не был распространен, пока Греция не стала провинцией Рима. Под римским влиянием греки научились использовать для чистки зубов такие материалы, как тальк, пемзу, гипс, коралловый и корундовый порошок, железную ржавчину. Диокл Каристский, афинский врач и современник Аристотеля, предупреждал: «Каждое утро следует протирать десны и зубы голыми пальцами, потом растирать внутри и снаружи на зубах мяту, чтобы удалить таким образом оставшиеся кусочки пищи».
Гигиена вообще и оральная гигиена в частности занимала значительное место в жизни римлян. Ее необходимость отстаивал римский лекарь Цельсий. Сохранился рецепт для удаления и предупреждения образования «черных пятен на зубах»: чистить зубы смесью измельченных розовых лепестков, дубильного ореха и мирра, после чего полоскать рот молодым вином. Широко использовались порошки для чистки зубов с большим количеством компонентов. Входившие в их состав в качестве основы кость, яичная скорлупа, раковины устриц сжигались, тщательно измельчались, иногда смешивались с медом. Вяжущими компонентами были мирр, селитра, оказывавшие одновременно укрепляющее действие на десны и зубы. Упоминалось вещество «нитрум» – вероятно, карбонат натрия или калия. Большинство компонентов добавлялись в порошки из суеверных соображений или просто из фантазии изготовителя. Гостям, приглашенным на обед, раздавали не только ложки и ножи, но и богато украшенные металлические зубочистки, часто изготовленные из золота, которые гости даже могли забирать с собой домой. Пользоваться зубочисткой надлежало при каждой перемене блюд. У древних греков и римлян зубочистки изготавливались из дерева, бронзы, серебра, золота, слоновой кости и гусиного пера в виде тонких палочек, часто смонтированных вместе с ушной ложкой и ногтечисткой.
Эпоха раннего средневековья принесла первые свидетельства о профессиональном очищении полости рта: грек Павел Эгинский (605-690 гг.) предложил удалять зубные камни при помощи долота или других инструментов. Он же писал о необходимости соблюдения гигиены полости рта, в частности чистки зубов после еды, подчеркивая, что разная пища, прилипая к зубам, оставляет налет.
Профилактика заболеваний полости рта занимала арабских врачевателей. Врач западного халифата, лекарь эмира Хакарна II, автор трактата Аль-Тасриф (Метод), ставшего энциклопедией медицины и хирургии, Абуль Касим (абу-аль-Касим Халат ибн-Аббас аль-Захрави), известный на Западе под именем Альбукасис (1050-1122), писал: «Иногда на поверхности зубов как снаружи, так и с внутренней стороны, а также под деснами образуются значительные зубные отложения, имеющие уродливый внешний вид, черные, зеленые или желтые по цвету. Эти отложения достигают десен, и зубы со временем обнажаются. Вам необходимо уложить голову пациента на колени и очистить зубы, на которых имеются отложения, пока зубы не станут соответствующего цвета, а не черного, желтого, зеленого. Если достаточно одного очищения, то это прекрасно, однако если зубы полностью не очищены после одного посещения, то необходимо сделать это и на второй, и на третий, и на четвертый день, до тех пор, пока желаемая цель не будет достигнута». Этот же лекарь изготовил специальную металлическую скобу для удаления зубного камня.
О важности сохранения зубов в чистоте писал Авиценна (Абу Али Ибн Сина, 980-1037). Для очистки зубов он предлагал использовать морскую пенку, сожженные рога оленя, соль, растертые в порошок и сожженные панцири улитки.
В арабский мир понятие гигиены полости рта ввел еще пророк Магомет (родился в Мекке в 570 г. до н. э.), представив ее в мусульманскую религию. Ислам учил соблюдению чистоты не только ума, но и тела. Среди прочих требований Коран предполагает полоскание полости рта перед молитвой трижды (то есть 15 раз в день). Пророк также рекомендовал чистить зубы прутиками дерева Salvadora persica, чья древесина содержала бикарбонат натрия и дубильную кислоту, оказывающую благотворное влияние на десны. Прутик вымачивался в чистой воде около 24 ч до тех пор, пока не начинали отделяться волокна. Кора снималась, обнажив твердое волокно, которое было довольно гибким и легко расщеплялось.
С пророком Магометом связано еще много традиций, относящихся к гигиене полости рта. Например снятие зубных отложений в межзубных пространствах, пальцевой массаж десен. Многие правила гигиены, предложенные Магометом, существуют в наше время и известны из работ мусульманского теолога прошлого века ибн-Абдина: «Зубы следует чистить естественной щеткой в случае, если: 1) они стали желтыми; 2) если изменился запах изо рта; 3) после того, как вы встали с постели; 4) перед молитвой; 5) перед омовением».
С религиозными верованиями гигиена полости рта оказалась связанной и у индусов. Священная книга Веды содержала систему индийской медицины, названной «наука жизни» (материалы, в них gредставленные, относятся к первой половине I тысячелетия). Медицинские и религиозные верования оказались важной причиной, сконцентрировавшей внимание индусов на их зубах. Рот рассматривался как ворота в тело, поэтому он должен был сохраняться абсолютно чистым. Брамины (священники) чистили зубы во время наблюдения за восходом солнца, молясь при этом и призывая Бога благословить их семьи. В древних книгах призывали к надлежащему поведению и ежедневному режиму, уделяя особое внимание чистоте рта и необходимости удаления зубных отложений, используя специальный инструмент с плоским заточенным алмазным концом. Индусы считали варварским применение зубных щеток из щетины животных. Их зубная щетка была сделана из веточек дерева, конец которого разделен на волокна. Деревья, из которых готовились такие прутья, были разнообразными, требовалось только, чтобы они были резкими по вкусу и обладали вяжущими свойствами. Ежедневный ритуал не ограничивался чисткой зубов. После регулярных очищений язык выскабливался специально предназначенными для этого инструментом, а тело натиралось ароматическими маслами. Наконец, рот ополаскивался смесью из трав и листьев. Более двух тысячелетий назад греческие врачи были знакомы с настоями трав индусов, устранявшими плохой запах изо рта. Даже Гиппократ описывал чистящее средство из порошка аниса, укропа и митры, замешанное на белом вине.

Страницы: 1 2

Метки: ,

Оставить комментарий

*
4 латинских символа (необходим для защиты от спама)
Anti-Spam Image

Похожие статьи